Утром 11 ноября в арт-пространстве дизайн-центра WEST собрались слушатели архитектора, кандидата технических наук, профессора Кафедры строительства уникальных зданий и сооружений Академии строительства и архитектуры ДГТУ Ирины Кашиной и архитектора-реставратора, старшего преподавателя кафедры СУЗиС АСА ДГТУ Алисы Соколовой. Их совместная лекция была посвящена, пожалуй, одной из главных интерьерных задач — как сделать так, чтобы дом, в котором мы живем, был отражением нас самих, а интерьерные акценты раскрывали нашу индивидуальность.
— Как начиналась моя деятельность? — открыла свое выступление Ирина Кашина. — У меня был заказчик, это было лет двадцать назад, и он сказал: «Я люблю классику!». Я расстроилась тогда, ведь в те времена классика ассоциировалась с мещанством… Это сейчас все по-другому… Но я стала учить ее — мебель, интерьеры… Насытилась информацией и… влюбилась в классику! Так что теперь мне очень трудно перейти на какие-то современные стилевые направления.
Далее Ирина перешла к непосредственной теме своей лекции и, среди прочего, указала на важность позитивных эмоций при создании интерьера.
— Чем больше любви и положительных эмоций вложено в жилище на стадии его создания, тем приятней будет в него приходить… А сейчас мы хотим вам продемонстрировать ряд фотографий, которые и вас, и нас должны вдохновить на такие вот эмоции, под впечатлением которых мы творим наши интерьеры.
На экране замелькали будоражащие воображение яркие картинки: Крым, Италия, Франция, Греция, каменные изваяния, садовые скульптуры, дымящийся Везувий, ионические капители, лепнина, лепнина, лепнина, Монако, Гауди, Камбоджа, лотосы, парки, пляжи…
— Чем нам нравятся места, по которым мы путешествуем, которые мы фотографируем? — обратилась к аудитории Ирина Кашина.
Аудитория, явно все еще пребывая под впечатлением от увиденного, с ответом не спешила.
— Эта задача всех начинающих, — уточнила Ирина. — Мы всегда говорим студентам: вот есть интерьер. И спрашиваем: нравится, не нравится? И студенты должны ответить, почему. Они должны это четко понимать. Нравится, потому что там работают средства гармонизации формы. И не нравится, потому что они не работают... А вообще, нам нравятся места и интерьеры, потому что они всегда чем-то наполнены.
Свои выводы Ирина подкрепила характерными примерами.
— Бывает так, что какой-то диван вам очень понравился в салоне. Вы привезли его домой, и он вам… нравиться перестал. Почему это произошло? Потому что он попал в другое окружение. Но ничего страшного в этом нет. Пройдет какое-то время, месяц, два, вы наполните интерьер предметами, которые вам нравятся, и все станет на свои места!
Что происходит, когда интерьер наполняется любимыми предметами, спикер продемонстрировала наглядно.
— Смотрите, — показала аудитории голую кровать с прикроватной кушеткой Ирина, — вот стандартная экспозиция из мебельного салона. Очень стандартная и сухая, правда? Но как только мы с Алисой поставили на эту кушетку свои сумочки, мы сразу оживили этот интерьер!
И действительно, к вящему удовлетворению женской, в подавляющем своем большинстве, аудитории, в следующем слайде на прикроватной кушетке волшебным образом появились две яркие женские сумки. Интерьер ожил.
— Произошел всплеск эмоций! — уточнила Ирина и показала разные варианты компоновки одного и того же интерьера, с предметами мебели и без, в различных цветовых решениях…
— Интерьер можно формировать с помощью дополнительных цветов, пояснила она, — а вообще профессиональный дизайнер использует в своей работе много чего: ритм, метр, контраст, нюанс, пропорциональность, сомасштабность, симметрию, асимметрию… Можно даже делать вариации на темы произведений великих мастеров! Не копировать, конечно, а делать вариации, вдохновляться великими…
В следующей части лекции Ирина Кашина объяснила, как сделать свой интерьер по-настоящему индивидуальным и что именно в совместных с заказчиком походах по магазинам можно понять, что ему действительно интересно.
— У меня была одна заказчица, — вспомнила Ирина, — которая в самом начале заявила мне, что хочет хай-тек. И даже показала соответствующие картинки в журналах. Действительно, хай-тек… Но когда мы пошли с ней по интерьерным салонам, она стала выбирать такую, знаете, практически «махровую» классику! То есть она почувствовала материалы, их тепло, энергетику. И то, что ей на самом деле было близко, оказалось совсем не из области хай-тека… И это, кстати, абсолютно нормально! Чем больше мы ходим по салонам, чем больше мы общаемся, тем больше информации собираем и тем больше помогаем друг другу!..
В заключительной части своего выступления Ирина Кашина продемонстрировала внушительную подборку реализованных ею объектов, попутно рассказывая о нюансах сотрудничества с заказчиками и давая практические рекомендации собравшимся, а также тепло отозвавшись о дизайн-центре WEST («В одном месте можно приобрести все для укомплектования интерьера, это очень удобно!»)…
— Весь интерьер сделать дорогим невозможно, — дала напоследок хороший совет Ирина. — Поэтому лучше поставить что-то одно, небольшое, дорогое на фоне чего-то более доступного. Чтобы поддержать воспоминания о каких-то поездках, эмоциях…
Под занавес, развернуто ответив на последовавшие вопросы, Ирина Кашина пригласила всех заранее записавшихся на индивидуальные интерьерные консультации — традиционно, после перерыва.
Во второй день очередного блока Открытых интерьерных консультаций в дизайн-центре WEST перед аудиторией выступила дизайнер, доцент Кафедры дизайна Академии строительства и архитектуры ДГТУ Екатерина Наумова. На встречу она пришла вместе со своим сыном, Ильей Наумовым, также имеющим к дизайну самое непосредственное отношение.
— Помимо того, что я дизайнер, — представилась Екатерина, — я еще и кандидат философских наук. И я считаю, что все женщины — философы, все женщины обладают тонким вкусом. А вот мужчин, конечно, нужно подтягивать, воспитывать у них вкус… Вы знаете, если архитектура это музыка в камне, то дизайн это философия в материале...
Изящно обозначив отправные точки, Екатерина рассказала о своем пути в профессии.
— На «Петровском причале» я отработала пять полных лет, являлась главным дизайнером. Работала над этнографическим проектом «Станица Черкасская», делала караоке-клуб «Фрегат», занималась прогулочным катером «Атаманский», выполнила полный комплекс работ по СПА-комплексу «Султан». Еще я занимаюсь оформлением музеев, потому что казачья тема мне очень интересна — это, видимо какие-то генетические каналы работают…
Познакомив аудиторию со своим творческим багажом, спикер перешла к насущным вопросам.
— Понять, нужен ли вам дизайнер для работы над интерьером, несложно, — указала Екатерина Наумова. — Но для этого надо ответить себе самому не некоторые вопросы. Скажем, если вы знаете все последние тенденции на рынке отделочных материалов, если вы понимаете разницу между паркетной и инженерной доской, между МДФ и ДСП, если вы в курсе, что такое 3D-панели и тактильные обои, то это хорошо. Но это еще далеко не все. Также вы с легкостью должны уметь рассчитывать необходимые объемы материалов с учетом чистовой отделки стен и, отталкиваясь от функционального зонирования и необходимой освещенности, грамотно расставлять осветительное оборудование, электрические розетки и выключатели... Для вас не должно составлять труда доносить эту информацию до прораба, а также технически обосновывать все остальные свои идеи. Если все это вас не пугает, то это хорошо. Но у вас еще должно быть попросту много свободного времени для того, чтобы общаться с прорабом, контролировать рабочих на объекте... Или если цена дизайн-проекта интерьера слишком высока для вас. Или если вам нужен всего лишь косметический ремонт, без какой-то перепланировки и с какими-то стандартными решениями... Если все это так, то дизайнер вам, скорее всего, не нужен.
А вот если вы не располагаете достаточным количеством времени, если вы хотите составить бюджет на ремонт, и иметь на руках всю техническую документацию, чтобы потом, при необходимости, с легкостью указать, где именно в полу у вас проходят трубы теплого пола или электрические провода в стене, то дизайнер вам необходим. Или если у вас на примете есть мебель, какие-то понравившиеся обои, светильники, но вы не знаете, как грамотно вписать их в стилистику вашего интерьера. Или если вы не хотите рисковать, связываясь с непроверенными фирмами-производителями и поставщиками… Во всех этих случаях нужен дизайнер. Мало того, профессионал поможет вам еще и сэкономить, ведь стадия трехмерных визуализаций сводит к минимуму риск ненужных покупок…
Обладая солидным опытом не только в проектировании, но и в реальном общении с заказчиками, Екатерина подробно остановилась на трехмерных картинках, уверенно обосновав их полезность.
— В каждом проекте я стремлюсь делать визуализации. Да, это стоит денег, но совершено не заоблачных. Для чего это нужно? Для того, чтобы мы четко видели, что именно у нас будет. Чтобы не представляли в воображении, а наглядно видели сочетания цветов, материалов и предметов мебели. Потому что все люди, когда они говорят, как им кажется, об одном и том же, на самом деле представляют себе совершено разные образы. Чтобы убрать все эти непонимания, и нужны трехмерные визуализации. Ведь гораздо легче переделать проект, чем затем ковырять уже готовые стены, переносить розетки... Есть такая поговорка: скупой платит дважды. А при наших нынешних ценах — трижды…
В следующей части своей лекции Екатерина Наумова демонстрировала свои работы — визуализации и реализованные объекты, на примере которых показывала, на каких интерьерных узлах и деталях дизайнер может помочь своему клиенту сэкономить, чтобы на высвободившиеся средства привнести в интерьер какие-то по-настоящему ценные и полезные авторские решения...
Затем слово перешло к Илье Наумову, который рассказал собравшимся о том, что вообще представляет собой дизайн-проект.
— В интернете можно часто встретить утверждения, — отметил Илья, — что дизайн-проект это просто какие-то картинки и примитивные планы с расстановкой мебели. Если ваш дизайнер предлагает вам такое, то гоните его в шею. Настоящий дизайн-проект — это серьезный пакет документов, хороший проект должен состоять где-то из сорока листов формата А3.
Перейдя к этапности выполнения качественного дизайн-проекта, Илья Наумов отметил составление техзадания, анкетирование, выезд на объект и его фотофиксацию, выполнение перепланировки, поиски геометрии (двухмерной, к которой относятся планы и развертки стен, а также трехмерной), определение цветовых решений, подбор текстур и материалов, составление рабочей документации....
— Каждым делом и каждой профессией должен заниматься определенный человек,— резюмировал Илья, — то есть, профессионал.
На этой оптимистической ноте основная часть выступления семейно-профессионального союза Наумовых и завершилась — после перерыва всех заранее записавшихся посетителей очередного Открытого разговора ждали индивидуальные консультации.