Back to All Events

Открытый разговор об интерьере 14-15 октября


Очередной день Открытых интерьерных консультаций в дизайн-центре WEST был посвящен антропологии дизайна. Тему эту раскрыла Анна Бай, архитектор-дизайнер студии Interiors Design.

— Очень приятно, что вы здесь собрались, — хорошо поставленным голосом обратилась к собравшимся Анна. — И очень хорошо, что здесь одни девочки, нет мальчиков. Потому что у нас тут будут свои секреты… Тема у нас звучит как антропологический дизайн. Что такое антропология, кто-нибудь знает в зале?

Аудитория, нацелившаяся на обещанные женские секреты, сосредоточенно молчала.

— На самом деле, все очень просто, — сама себе ответила Анна Бай. — Антропология это наука о человеке. А что такое антропологический дизайн? Это взаимосвязь архитектуры и человека, его потребностей.

Далее Анна перешла к четырем составляющим успешного создания антропологического дизайна.

— Первое условие заключается в том, что, когда мы начинаем делать ремонт, нам надо заранее продумать все декоры. Как раз в этих мелочах и кроются все проблемы! Когда мы сделали планировку, мы сделали замечательный супер-интерьер и мы начинаем в суматохе бегать, подбирать все декоры, картины… И думаем: боже мой, а куда мне все это вписать? Куда мне деть это зеркало? И в итоге у нас полностью ломается весь выстроенный интерьер…

Вторым аспектом Анна обозначила финансовый.

— Обязательно нужно учитывать неразумные траты. Когда мы делаем ремонт сами, без дизайнера, то приходим в салон и начинаем фокусироваться на тех вещах, которые нам понравились. Мы сразу начинаем о них говорить и стремиться их приобрести. И это, и это, и еще вот это… С отделочными материалами — это вообще песня. Моментально возникают продавцы-консультанты, которые говорят: а вы знаете, что такое коэффициент запаса? Вам нужно больше, вам этого не хватит... И мы набираем, набираем… Потом еще прораб что-то начинает нам советовать… В конце концов выясняется, что половина того, что мы приобрели — нам не нужна.

Третьим пунктом Анна порекомендовала совмещать художественный замысел с возможностями его конструктивной и инженерной реализации, а четвертым — учитывать при подборе материалов не только эстетику, но и практичность. Даже невзирая на цену.

— На чем можно сэкономить, — уточнила Анна Бай, — дизайнер вам всегда подскажет. И на чем сэкономить нельзя, тоже подскажет. Вот, скажем, на электрике экономить нельзя никак…

В следующей части своего выступления дизайнер рассказала о том, как выстраивать процесс создания проекта.

— Первую встречу дизайнера со своим потенциальным клиентом лучше проводить в нейтральном месте, в кафе, например. В этом случае заказчик будет чувствовать себя более расслабленно и спокойно, чем в офисе архитектора. И еще заказчику стоит прийти на эту встречу подготовленным, с журналами, в которых будут сделаны закладки на тех интерьерах, которые нравятся… Вообще чем удобен дизайн-проект, то есть чертежи? Одним из этих чертежей является план расстановки мебели, где дизайнер вписывает в помещение ту мебель, которая в него поместится. На этом чертеже сразу видно, какое расстояние остается, скажем, между диваном и креслом, между диваном и стеной… С этой шпаргалкой мы и идем покупать мебель, потому что диваны, — улыбнулась Анна, — могут нам нравиться очень и очень красивые. Но выбрать мы должны тот, который впишется именно в наш интерьер…

Затем Анна рассказала о том, что когда вы делаете себе интерьер, ни в коем случае не стоит слушать советы своих друзей («Они говорят о том, что нравится или не нравится им. Но это будет не ваш дом, это будет их дом... А ваш дом должен быть именно вашим аккумулятором, вашей зарядкой, он должен быть с вашим биополем. В нем должны чувствовать себя хорошо именно вы, а не ваши друзья»)…

— В доме у каждого обязательно должно быть свое любимое место, — перешла к заключительной части своего выступления Анна Бай. — Не важно, где оно будет, хоть под лестницей. У кого-то это кровать, у кого-то кресло перед камином, у кого-то диван, у кого-то уголок на кухне… Вообще, существует три закона, в которые мы вписываемся. Первый, это закон притяжения. Мы получаем именно то, что мы хотим, притягиваем именно то, о чем думаем. Второй — наука сознательного творения. А третий — искусство разрешения. Уважайте свою вторую половину, и когда вы будете так поступать, у вас все будет просто супер! Очень важно объединить женское и мужское начало для привлечения счастья в дом…

— Вы должны сделать такой интерьер, — резюмировала Анна Бай, — чтобы стать счастливыми. Будьте все счастливы!

Во второй день очередного блока Открытых интерьерных консультаций в арт-пространстве дизайн-центра WEST выступала Алла Гранкина, руководитель архитектурной студии, старший преподаватель Кафедры интерьера Архитектурной академии, член Союза дизайнеров России и просто замечательная женщина, ярко заполнившая Art West своей харизмой и узнаваемым голосом.
— У меня классическое архитектурное образование, я окончила наш РИСИ, — представилась Алла. — В архитектурно-дизайнерском бизнесе я работаю уже больше двадцати лет, и хочу сказать, что даже лет десять назад не было всего того, что есть сейчас. Во-первых, не было рынка услуг. Не было рынка материалов — их не было вообще никаких... Я уже не говорю про то, что литературы не было никакой, негде поучиться было... И мне очень повезло, я работала в крупной компании «Сармат ЛТД»…
Обладая солидным опытом преподавательской деятельности, Алла Гранкина четко структурировала свою лекцию, начав с самого начала.
— Для того, чтобы получился хороший интерьер, заказчику и дизайнеру нужно в первую очередь встретиться, договориться и поверить друг другу. При этом никто никому не может и не должен навязывать свое мнение. Потому что дизайнер делает то, что хочет заказчик. Он ведь платит деньги и хочет получить то жилье, которое подходит именно ему, а не кому-то другому… 
Затем Алла Гранкина рассказала о важности составления задания на проектирование, в котором посоветовала прописывать все элементы договора, начиная с демографического состава семьи.
— Очень важно, кто и какого возраста будет проживать в квартире или доме. Также мы прописываем количество помещений, их назначение, в каком стиле мы хотим видеть интерьер, нужны ли нам какие-то вспомогательные помещения, душевые, постирочные… Хотим ли мы теплые полы, сплит-системы — где именно мы хотим, чтобы они были установлены? Потому что вполне может быть, что на завершающих этапах, когда уже готова малярка, заказчики неожиданно скажут, что хотят холодильник с подводом воды. И что нам делать? Или они захотят теплый пол. Откуда я им его возьму? Ведь для электрического теплого пола должна идти отдельная линия на щиток…
Поэтому еще на этапе работы над дизайн-проектом Алла Гранкина рекомендовала на всех чертежах ставить подписи — фиксируя, что именно этот вариант планировки или детализации какого-то узла является окончательным… 
— Когда я начинаю работать с заказчиками, — продолжила Алла, — то предлагаю им выбрать желаемый вариант: быстро, хорошо или дешево? Обязательно нужно определиться,  потому что всего этого одновременно на стройке не бывает. А многие хотят именно так! Но ведь есть некие технологические циклы, и как только они нарушаются, не получается ничего хорошего…  Этот очень и очень сложный организм — стройка. В нем нет никаких случайных вещей. И очень важна фигура прораба. Но прораб должен выполнять свои обязанности. Ведь кто такой прораб? Это производитель работ. Он не может и не должен знать и понимать, как с эстетической стороны должны сочетаться между собой полы, потолки, стены, двери… Его дело — производить работы.
Открыла Алла Гранкина и некоторые секреты: оказывается, проекты слаботочных сетей и электрики желательно выполнить и реализовать еще на стадии стройварианта («Когда мы заходим на объект, мы начинаем просто ремонт — ничего не надо ломать, переделывать…»), а делать дизайн-проект маленькой квартиры — все равно, что шить платье на куклу («Там же все очень маленькое, все эти рукавчики… То есть возни с квартирой в пятьдесят квадратных метров ровно столько же, если не больше, сколько с квартирой в сто пятьдесят. Ведь набор помещений примерно один и тот же.»)…
Перейдя к необходимости авторского надзора, лектор привела пример из собственной практики.
— Делал как-то один мой заказчик ремонт. И было у него по проекту одиннадцать дверей. Пришло время их ставить. И что оказалось? Лишь один проем по своим размерам подошел. А ведь вы поймите, что двери ставят тогда, когда уже везде все оштукатурено, везде поклеены обои. Это к вопросу о том, что заказчик хотел сэкономить на авторском надзоре... Поверьте, качественной реализации проекта без авторского надзора не бывает.
А бывает, по словам Аллы Гранкиной, что заказчики сначала отказываются от авторского надзора, а потом все равно обращаются за помощью.
— Звонят и говорят, Аллочка, нам тут сделали выкрасы, мы не можем понять, какой нам подходит... Так ведь это и есть авторский надзор! Колеровку просто невозможно выполнить в проекте, ее можно только описать, но это будет всего лишь банка с краской в магазине. А как будет восприниматься окрашенная этой краской поверхность — это только архитектор может сказать, и только на объекте… 
Приведя еще несколько подобных примеров из своей практики, Алла Гранкина показала аудитории видеоролик, в котором все начиналось с обмерочных чертежей, потом появлялись планировки, трехмерные картинки, демонстрировался подбор материалов, а в конце — уже реализованный объект. Ролик уверено свидетельствовал, что дизайн-проект и авторский надзор являются двумя составляющими одного целого, и так понравился аудитории, что его попросили повторить еще раз. Причем почти на каждом кадре нажимали на паузу, и лектор подробно комментировала планировки, какие-то детали и узлы, рассказывала об истории возникновения проекта, отвечала на спонтанные вопросы своих слушателей («Я хорошо отношусь к штукатурке. Но только в местах общего пользования. И она должна быть неколючей, чтобы мы не поцарапались. А вот в спальнях я предпочитаю обои, они гораздо приятнее. Хотя, если вы все же хотите штукатурку — ради бога, можно купить обои под штукатурку… Обои вы сможете всегда переклеить, а вот снять штукатурку будет уже далеко не так просто»; «Очень актуальны открытые вешалки. Конечно, шкаф-купе — это очень удобно, но почему я должна вешать гостевую одежду в свой личный шкаф?»…).
— Проект это бумага, а объект, — резюмировала Алла Гранкина, — это живой организм в реальной среде. И еще не забывайте, что архитектор и дизайнер еще в самом начале видят, каким будет интерьер на финише, а заказчик видит это только в самом конце.